Авианосец Адмирал Кузнецов

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»


«Адмирал Кузнецов» на улицах

История создания корабля «Адмирал Кузнецов» связана с разработкой проекта 1143 «Кречет». Первые разработки по созданию нашего авианосца были проведены еще до Великой Отечественной войны. Однако даже после его завершения проект противолодочного крейсера был отложен.

Только в 1968 году вышло постановление правительства о начале проектирования противолодочного крейсера проекта 1143. Для новых кораблей изначально было предусмотрено наличие авиации, способной бороться с подводными лодками, а также с войсками наземного и прикрытия. Акцент был сделан на вертолеты.

Разработано несколько вариантов новых кораблей. Из них 1123 были выбраны для совместимости с ранними проектами, что снизило затраты на разработку и снизило сложность. Крейсер нового типа был утвержден 30 апреля 1970 года. 4 таких корабля были построены за 10 лет.

Следующие три корабля стали модернизированной версией проекта. Чтобы усилить противодействие потенциальному противнику в воздухе, потребовался настоящий взлетный мостик для истребителей. В результате новые корабли вместо ракетных и артиллерийских установок получили увеличенную полосу и стартовую площадку.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» стал пятым кораблем серии (1143,5) и первым из трех модифицированных вариантов. При этом он сменил несколько названий — в проекте значился «Советский Союз», при закладке — «Рига», на старте — «Леонид Брежнев», на репетициях — «Тбилиси». 4 октября 1990 года корабль крестили в честь советского адмирала Николая Герасимовича Кузнецова.

Закладка крейсера состоялась 1 сентября 1982 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Корабль был спроектирован для приема доработанных Су-27, Су-25 и МиГ-29. Впервые в СССР строительство велось путем формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

4 декабря 1985 г корабль спущен на воду, но внутренние работы по его постройке продолжаются. 8 июня 1989 г начались швартовные испытания, 8 сентября того же года экипаж перебрался на крейсер. 21 октября корабль вышел в море, 1 ноября начались испытания с взлетом и посадкой авиации. В течение 1990-х корабль близился к завершению, его испытания продолжались.

Адмирал Кузнецов был официально зачислен в состав Северного флота 20 января 1991 года. В ноябре того же года крейсер, базирующийся в гавани Севастополя, получил телеграмму от Председателя Верховной Рады Украины Л.М. Кравчука о приписке к украинскому письму флот. Капитан корабля Виктор Ярыгин вышел из гавани и, минуя Европу, направился в Видяево в Мурманской области.

Командиры корабля

— 1987-1992 гг. — капитан I ранга Виктор Ярыгин;

— 1992-1995 гг. — контр-адмирал Иван Санько;

— 1995-2000 гг. — контр-адмирал Александр Челпанов;

— 2000-2003 гг. — капитан I степени Александр Туринлин;

— 2003-2008 гг. — капитан I ранга Александр Шевченко;

— 2008-2011 гг. — капитан I степени Вячеслав Родионов;

— 2011-2019 — капитан I ранго Сергей Артамонов;

— 2019 — наст. Время в. — Капитан II степени Ярослав Адамов.

Конструкция крейсера

«Адмирал Кузнецов» спереди, сзади и сверху
Вид на крейсер спереди, сзади и сверху

В конструкции кораблей проекта 1143 следует выделить два основных типа: первые корабли с ракетным и артиллерийским вооружением в носовой части и модернизированный вариант с расширением взлетно-посадочной полосы. «Адмирал Кузнецов» относится ко второй категории, хотя большинство схем компоновки сохраняют традиционные черты серии.

Конструктивная защита

Защита крейсера «Адмирал Кузнецов» основана на двух ключевых факторах: вооружении, способном поражать выпущенные пули по кораблю, и конструктивных особенностях компоновки и используемых материалов.

Для противодействия ракетным ударам и бомбам используются зенитно-ракетные комплексы «Кинжал», установки «Кортик» и скорострельные АК-630М. Многоуровневая защита от торпедных атак обеспечивается двумя установками РБУ-12000. Включает в себя:

  • создание ложных акустических целей;
  • формирование торпедных минных заграждений;
  • поражение торпед глубинными бомбами в непосредственной близости от корабля.

Для защиты корабля использовался стальной прокат, есть также сухие отсеки для дублирования корпуса. Большое количество переборок обеспечивает торпедный щит шириной 4,5 м, способный выдержать эквивалент 400-килограммового взрыва в тротиловом эквиваленте ниже ватерлинии. Все это позволяет самому отражать атаки крейсера, не задействуя корабли поддержки.

Корпус

Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» выполнен по общим стандартам авианосцев. Остров с надстройкой смещен вправо от продольной оси корабля. Кабина экипажа имеет консольный свес. Ниже расположены ангары, из которых предусмотрены два подъемника для самолетов. Эти помещения занимают до 50% длины и 70% ширины корпуса.

По базовому проекту 1143, вооружение располагалось в носовой части корабля. Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет другую компоновку, на его месте есть дополнительная взлетная палуба для штатных самолетов. В результате изменилась и конструкция носовой части, крейсер стал больше походить на полноценный авианосец.

Палубы

Схема
Схема крейсера и его составных частей

Общее количество мостов, включая командные — 7. Для авиации первоначальная конструкция крейсера предусматривала только угловой мост для взлета и посадки самолетов. Такие корабли в основном управлялись вертолетами и самолетами вертикального взлета. Однако эта специализация была пересмотрена.

Самолет Як-38 не обеспечивал необходимой ударной мощности и превосходства в воздухе. При этом в южных широтах из-за влажности и высоких температур они вообще не могли взлететь. Этот аспект также поставил под сомнение эффективность вертолетов для борьбы с подводными лодками, высадки и прикрытия наземных войск.

В связи с этим новые корабли были оборудованы палубой прямого взлета и посадки с трамплином, способной обслуживать стандартные самолеты. Для этого сняли вооружение с носовой части, изменили конструкцию на авианосную.

Авиафинишер «Светлана-2»

Воздушный финишер — устройство для лучшего торможения самолета, приземляющегося на палубу авианосца. Для «Адмирала Кузнецова» используется система «Светлана-2». Он состоит из нескольких поперечных тросов, подключенных к гидравлической тормозной системе.

Интегрированная навигационная система, разработанная Бакинским электромеханическим институтом, была предусмотрена для проекта 1143. Он состоял из следующих устройств:

  • «Стрельна-1» — центральная вычислительная система на базе ЭВМ «Азов»;
  • маршрутная система состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутальных горизонтов «Минута» и Сумгаитской маршрутной системы»;
  • «Катех-С» замерил скорость и угол заноса;
  • индикаторы приемников КПФ-3К, Пирс-1, КПИ-6Ф принимали информацию от радионавигационных систем Route, Bras, Decca, RSDN-3, Loran-A и Loran-S;
  • двухантенная система «Вайгач» определяла положение и движение целей.

В результате модернизации навигационных и оптических систем была заменена большая часть оборудования. Базой является навигационный комплекс «Бейсур». Оборудование наблюдения также представлено современными радиолокационными системами.

Ремонт без начала

Могла ли ситуация на «Кузнецове» развиваться иначе? К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что корабль оказался в условиях, значительно увеличивших вероятность возникновения различного рода аварий. В основном это связано с условиями самой 35-й верфи. Когда-то один из лучших на Севере, двор сейчас серьезно заброшен. Одним из проявлений этой деградации стало резкое затягивание ремонта большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко». Ремонт, начатый в 2014 году, изначально предполагалось завершить в 2016 году, а в 2018 году была предоставлена ​​информация о переносе даты сдачи корабля на 2022-23 годы. Среди причин задержки работ называлась нехватка средств, в то же время на Дальнем Востоке в 2012-2016 годах Тихоокеанский БПК Адмирал Трибус, который старше и не менее обедневший, чем Чабаненко, проходил ремонт с капитальным ремонтом длительные периоды».

Некоторые источники «Фонтанки» в военной промышленности сообщали в середине 2010-х годов, что одной из основных причин недофинансирования работ Чабаненко на 35-м судостроительном заводе является неуверенность в их успешном завершении, требующем серьезной модернизации предприятия.

Задача ремонта «Адмирала Кузнецова» была явно более сложной, учитывая как размеры корабля, так и его состояние. В итоге было решено отказаться от первоначальных планов по глубокой модернизации корабля: подписанный весной 2018 года контракт предусматривал ограничение работ ремонтом силовой установки и заменой электронного оружия. Предполагалось, однако, что такой «ограниченный» ремонт будет стоить 55 миллиардов рублей, а его продолжительность составит около двух лет.

… Через два года после подписания контракта они прибудут чуть более чем через четыре месяца (во второй половине апреля 2020 года), и очевидно, что судно не будет введено в эксплуатацию в это время — в основном из-за последствий аварии на плавучем доке ПД-50 30 октября 2018 г и возгорание стены СРЗ-35 12 декабря 2019 г. Однако отменять все проблемы корабля только в случае аварий не стоит.

Вооружение

Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делят на три категории:

  • авиация, включая самолеты и вертолеты;
  • средства поражения наземных, надводных и воздушных целей;
  • противолодочные комплексы.

С учетом всех видов вооружения корабль предназначен для участия в глобальном противостоянии, в том числе с применением ядерного оружия. Вне таких сценариев корабль способен прикрывать наземные операции в локальных конфликтах.

Самолеты

На вопрос, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», есть неоднозначный ответ. В соответствии с проектом в состав авиагруппы крейсера входит 50 самолетов и вертолетов:

  • 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
  • 4 вертолета Ка-27РЛД;
  • 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
  • 2 вертолета Ка-27ПС.

В настоящее время авиационная группа состоит из:

  • 14 истребителей Су-33;
  • два учебно-штурмовых самолета Су-25УТГ;
  • 10 истребителей МиГ-29К;
  • 4 истребителя МиГ-29КУБ.

Состав авиационной группы меняется в зависимости от задач, поставленных перед крейсером. Например, когда необходимо летать и поддерживать пехоту, акцент смещается на вертолеты.

ПКР «Гранит»

Авианосец оснащен 12 противокорабельными комплексами (ПКРК) 4К89 «Гранит». Пусковые установки расположены под стартовой площадкой в ​​носовой части корабля. Приведение их в боевую готовность и открытие шлюзов отменяет полеты.

Ракеты способны поражать цели на дальности до 700 км, стартовая масса 750 кг. Первоначально они были нацелены на поражение надводных целей, но последующая модернизация сделала их эффективным оружием против наземных целей.

ЗРК «Кинжал»

Для противодействия налетам «Адмирал Кузнецов» имеет 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Кинжал». Боекомплект рассчитан на 192 ракеты. Предназначен для поражения воздушных целей в прилегающей местности.

ЗКБР «Кортик»

Помимо системы ПВО «Кинжал» на крейсере установлены ракетные и зенитно-артиллерийские комплексы «Кортик» (ЗРАК). Всего таких установок 8, ориентированных на поражение высокоточных ракет противника, воздушных целей, а также малых надводных и наземных космических объектов. Общий боекомплект — 256 ракет.

Глубинные бомбы

Для борьбы с подводными лодками и торпедными атаками используются две ракетные установки РБУ-12000 «Удав». Комплексы стационарные, имеют два управляющих этажа с десятью бочками. Боезапас — 60 глубинных бомб.

АК-630

В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью корабельными артиллерийскими установками АК-630. У каждого по 6 стволов калибра .30. Предназначен для самообороны, способен поражать воздушные цели на наклонной дистанции в пределах 4 км и легкие цели на поверхности в пределах дальности 5 км. В боекомплект 48 тысяч патронов.

Слово и дело

Особенностью ВМФ, критически отличающей этот вид вооруженных сил от всех остальных, является длительный жизненный цикл основных боевых единиц — кораблей флота и, как следствие, необходимость дальнего планирования по меркам современная государственная политика. В отличие от ситуации на рубеже XIX-XX веков, когда жизненный цикл целых проектов от выпуска проектных заданий до вывода из эксплуатации последнего корабля мог быть в пределах двух десятилетий (даже без учета возможной «безвременной» гибели кораблей в бою), сегодня этот цикл приближается к продолжительности человеческой жизни.

Планирование создания флота в этих условиях, а также очевидные требования, такие как политическая стабильность и экономическая мощь (необходимые для таких дорогостоящих проектов), представляют собой несколько менее очевидных. Среди них — способность уверенно расставлять приоритеты и поддерживать их, адаптируясь к меняющимся условиям. Со стороны военно-морского флота такая расстановка приоритетов требует, прежде всего, четкого понимания значения и роли военно-морского флота в российской военной машине.

Отсутствие такого понимания, за исключением, пожалуй, роли военно-морских стратегических ядерных сил, приводит к тому, что многоцелевые силы флота (от многоцелевых атомных подводных лодок до Кузнецова) находятся в упадке, без смысла существование и не определенная ими модель развития.

В основном это касается более дорогих предметов, к которым относятся надводные корабли 1 ранга во флоте, то есть авианосец, ракетные крейсеры, эсминцы и большие противолодочные корабли.

Теоретически необходимость содержания сильного флота обоснована многими экспертами (пусть и с разных позиций) и даже санкционирована Указом Президента РФ Владимира Путина «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в этой сфере» морской деятельности до 2030 года »от 20 июля 2017 года. На самом деле, эта необходимость не подкреплена каким-либо исполнительным документом, прямо обязывающим участников процесса строить именно такой флот в рамках этой и данной концепции его использования.

Опять же, в теории долгосрочная программа военного кораблестроения должна отвечать на вопрос о практической реализации планов развития флота, но в отличие от аналогичных американских документов национальная программа не демонстрируется общественности.

Какое отношение имеют все эти теоретические рассуждения к судьбе «адмирала Кузнецова»? Самый прямой. Чтобы окончательно остановить выбор на каком-либо сценарии его дальнейшего существования и, следовательно, замены (или отсутствия таковой), этот сценарий должен быть определен в рамках общей стратегии развития флота, которую мы хотя бы публично отсутствуют. В то же время количество и частота противоречивых заявлений о намерении заказать новые и отремонтировать (и модернизировать) существующие корабли и подводные лодки, скорее всего, указывают на то, что такой стратегии нет в закрытом формате, либо, что она не лучше ., воспринимается как третичный приоритетный документ, который может быть изменен по желанию левой пятки того или иного высокопоставленного лидера.

Такая непоследовательность, к сожалению, традиционна для российского флота, который регулярно сталкивается с «эпохами перемен» (и не в лучшую сторону), выражающимися во многом, в том числе (но не ограничиваясь!) Регулярным переименованием боевых кораблей под соусом еще одна политическая тенденция. «Адмирал Кузнецов», «корабль тысячи имен», когда-то заказывался как «Советский Союз», установлен как «Рига», построен как «Леонид Брежнев», испытан как «Тбилиси» и наконец получил свое нынешнее название в 1990 году. -м, он испытывает эту изменчивость на себе все время своего существования.

тяжелый авианосный крейсер ВМФ России

Достаточно сказать, что заявления о скорой модернизации Кузнецова звучали практически непрерывно, с середины 2000-х годов авиакрыло и т.д. Не улучшилось совсем. Это вечное беспокойство сыграло свою роль в последнем инциденте: соблюдение правил техники безопасности при нормальной организации ремонтных работ на корабле такого масштаба должно исключить возникновение пожара из-за неудовлетворительного состояния нижних палуб, где разлилось топливо в количествах, достаточных для разжигания крупномасштабного пожара, продолжающегося годами.

Следствием такого положения вещей является то, что регулярные заявления флотоводцев о светлых перспективах национального флота начинают восприниматься как белый шум. Так, 12 декабря 2019 года (при «очень удачном» совпадении с инцидентом с Кузнецовым) ИА «Оружие России» опубликовало интервью с главкомом ВМФ Николаем Евменовым. В нем, среди прочего, главком ВМФ еще раз пообещал появление в будущем новых надводных кораблей океанской зоны в составе ВМФ России. «Основу корабельных группировок в океанской зоне в будущем будут составлять корабли большого водоизмещения следующего поколения, которые обладают более высокими боевыми возможностями с точки зрения атакующего и оборонительного потенциала», — сказал он.

… Желающие могут сами подсчитать, сколько раз за последние 10 лет в СМИ появлялись достаточно официальные заявления о неизбежном появлении в составе российского флота новых эсминцев (иногда именуемых «Лидер») и о скором будущем начало работ над новым отечественным авианосцем и требованиями к нему.

В следующем упражнении будет полезно рассчитать продолжительность жизни этих утверждений до появления новых, радикально исправляя, если не отменяя, предыдущие. Хотя в равной степени официально.

тяжелый авианосный крейсер ВМФ России

История службы

Эксплуатации корабля мешало отсутствие средств и необходимой береговой инфраструктуры. В частности, много проблем возникло с главной электростанцией, котлы которой постоянно выходили из строя.

По состоянию на август 2017 года авианосец совершил семь дальних походов, в том числе шесть в Средиземном море (1995–1996, 2007–2008, 2008–2009, 2011–2012, 2013–2014 гг., С 15 октября 2016 г по 8 февраля. 2017) и один в Северную Атлантику (2004). В 2000 году «Адмирал Кузнецов» участвовал в спасательных операциях по оказанию помощи затонувшей подводной лодке К-141 «Курск».

Находясь в седьмом дальнем походе, в ноябре 2016 — январе 2017 крейсер впервые принял участие в боевых действиях: истребители авианосца атаковали инфраструктуру террористических организаций «Исламское государство» и «Джабхат аль- Нусра »(запрещена в РФ) на территории Сирии. Всего за время похода летчики базовой авиации совершили 420 боевых вылетов, в том числе 117 в ночное время, поражено 1000 252 цели террористов.

Корабль проходил ремонт в 2001-2004, 2008, 2015 годах.

Происшествия

19 октября 1995 г при рулении на кабине крейсера вертолет Ми-8 перевернулся из-за сильного бокового ветра. Жертв нет, корабль не пострадал, у самолета пропал несущий винт.

20 марта 1996 года летчик Мечислав Савицкий в результате аварии приземлился на палубе истребителя Су-33 «Адмирал Кузнецов» с одним работающим двигателем. За спасение самолета и корабля летчик был награжден орденом Мужества.

В 1997 году во время планового ремонта в вентиляционной шахте крейсера было обнаружено мумифицированное тело рабочего верфи, погибшего в шахте несколькими годами ранее в результате аварии.

В августе 1998 г при приеме топлива перепутали клапан, после чего в пост управления огнем залили 60 т мазута. Место вышло из строя, пострадавших нет. Ранее из-за разрыва трубы на корабле были затоплены два ЗРК «Кортик».

В 2000 году прокуратура выявила массовое злоупотребление военно-транспортными документами (УТД) на корабле. К уголовному делу привлечено 15 офицеров и прапорщиков, в том числе командир контр-адмирал Александр Челпанов, незаконно применивший УПД на сумму около 30 тысяч рублей. Возместив ущерб, Челпанов уволился из армии, уголовное дело закрыли по амнистии.

В декабре 2001 года двое моряков с целью похищения 12 тысяч рублей убили на корабле старшину машинной бригады — прапорщик Николай Смирнов.

18 октября 2004 г в Северо-Восточной Атлантике учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ (бортовой номер 07 красный) 279-го отдельного морского боевого авиационного полка (Северный флот ВМФ) совершил жесткую посадку на палубу ТАКР, правая стойка шасси. Разрушения на крейсере удалось избежать, так как аварийный самолет зацепился за посадочный крюк на тросе ограничителя воздуха и остановился. Пострадавших нет, впоследствии самолет был списан. Причиной аварии стала ошибка пилотирования.

5 сентября 2005 г., когда корабль находился в Северной Атлантике, при приземлении истребителей Су-33 дважды оборвался аэродинамический трос. В результате один из приземляющихся самолетов (бортовой номер 82) покинул мост в океане и погрузился на глубину 1 тыс. Метров 117. Летчик подполковник Юрий Корнеев катапультировался и остался жив.

6 января 2009 г возник пожар в носовой части авианосца, расположенного в бухте военно-морской базы Турции Акзас-Карагач (Средиземное море). Экипаж сам тушил пожар, однако матрос-срочник Дмитрий Сычев, 1985 года рождения, скончался от отравления угарным газом. Крейсер не пострадал от пожара.

14 ноября 2016 г авианосный истребитель МиГ-29К потерпел крушение во время тренировочных полетов при приближении к крейсеру в Средиземном море. Пилот самоустранился и был спасен. По данным Минобороны РФ, авария произошла из-за технической неисправности. В СМИ также приводилась версия, что на корабле ранее при приземлении другого самолета оборвался парашютный шнур, после чего пилоту летящего самолета было приказано дождаться устранения последствий неисправности. В результате у истребителя, патрулирующего в зоне ожидания, закончилось топливо, и пилот был вынужден катапультироваться.

5 декабря 2016 года Минобороны РФ сообщило, что в Средиземном море российский истребитель Су-33 (бортовой номер «67 красный») 279-го отдельного морского боевого авиационного полка МА ВМФ России разбился при посадке на авианосец. Самолет вернулся на корабль после выполнения боевого задания. По данным военного ведомства, самолет покинул мост из-за обрыва парашютного троса. Пилот самоустранился и выжил; Силами поисково-спасательной службы он был доставлен на борт корабля.

Авиагруппа

ТАКР «Флот Адмирала Советского Союза Кузнецова» может перевозить 26 самолетов и 24 вертолета на летной палубе и в ангаре нижней палубы. Авиагруппа крейсера первоначально состояла из истребителей Су-33 (Су-27К), штурмовиков Су-25УТГ, Ка-252РЛД (Ка-31), вертолетов Ка-27 / 27ПС и Ка-29. С конца 1990-х в его состав входили истребители Су-33 279-го боевого авиационного полка (базовый аэропорт — Североморск-3, Мурманская область), вертолеты Ка-27 и Ка-29 отдельного морского противолодочного полка 830-го полка (база — г. Североморск- 1).

Летом 2016 года на корабле начались испытания модернизированной сборки самолетов, в которую вошли новые авианосные истребители МиГ-29К / КУБ. В 2016-2017 гг. На борту «Адмирала Кузнецова» во время марша к берегам Сирии прошел испытания ударный вертолет на борту корабля Ка-52К «Катран».

Технические характеристики

Характеристики
Технические характеристики корабля

Учитывая отличительные особенности кораблей предыдущей серии, характеристики крейсера-несущего самолет «Адмирал Кузнецов» рассматриваются в отдельном порядке. Это касается электронного оборудования, размеров и других аспектов.

Радиоэлектронное оборудование и вооружение

После модернизации многие системы на крейсере «Адмирал Кузнецов» были заменены. Комплекс «Бейсур» используется для навигации. Радиоэлектронное оборудование включает около 60 наименований различных систем.

Среди них БИУС «Лесоруб», комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», маловысотная РЛС «Подкат», система связи «Буран-2», система радиоэлектронной борьбы BR Constellation. Управление авиацией осуществляется через «Резистор-К42» и «Газон».

Энергетическая установка

Силовая установка крейсера — четырехвальная котельная турбина. Всего установлено четыре котла ГТЗА ТВ-12-4 и восемь котлов КВГ-4. Мощность каждой из четырех паровых турбин составляет 50 тыс. Л. С. Девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов вырабатывают по 1500 кВт каждый. В качестве пропеллеров используются четыре пятилопастных винта.

Дальность плавания

Авианосец «Адмирал Кузнецов» способен развивать скорость до 29 узлов (54 км / ч). При таком значении запас хода составляет 3850 миль. Боевой экономический прогресс корабля — 18 узлов (33 км / ч), он позволяет преодолевать расстояние 7680 миль. Обычная экономическая скорость составляет 14 узлов (26 км / ч), и корабль способен пройти на ней 8417 миль. Общая навигационная автономность корабля составляет 45 суток.

Водоизмещение

«Адмирал Кузнецов» имеет несколько показателей водоизмещения в зависимости от нагрузки:

  • стандарт — 46540 тонн;
  • нормальная — 53 050 тонн;
  • полная — 59 100 тонн;
  • самый крупный — 61 390 тонн.

В зависимости от веса различается и осадка корабля. Его значения составляют 8,05, 8,97, 9,76 и 10,4 метра при стандартном, нормальном, полном и максимальном водоизмещении соответственно.

Габариты и вес

Согласно Википедии, габариты авианосного крейсера имеют следующие технические характеристики:

  • длина судна по ватерлинии — 270 м, максимальная — 306,45 м;
  • ширина по ватерлинии — 33,41 м, максимальная — 71,96 м;
  • самая высокая высота — 64,49 м.

При измерении от ватерлинии высота имеет разное значение. В носу 31,42 м, в миделе и на корме 25,7 м. Вес корабля соответствует его водоизмещению.

Военно-морской нарком

Кузнецов недолго пробыл заместителем комиссара. В апреле 1939 года на заседании Политбюро, посвященном перспективам развития Тихоокеанского региона, было решено поручить ему руководство Народным комиссариатом ВМФ СССР. Тридцатичетырехлетний Кузнецов стал уполномоченным по делам молодежи страны.

Под руководством Николая Кузнецова быстро началась реализация масштабных судостроительных проектов, основы флота развивались, учения не стали сезонными, но в течение года их частота увеличивалась. По его поручению разрабатывались инструкции по приведению сил ВМФ в боевую готовность, развивалась система военно-морского образования.

Кроме того, были созданы военно-морские спецшколы (прообраз нахимовских училищ) и специальный подводный отряд РОН (Рота особого назначения). Чувствуя приближение войны, Кузнецов уделял большое внимание усилению береговой и противовоздушной обороны флота, усилению разведки.

«В июне 1941 года, объективно оценив военно-политическую обстановку, Николай Кузнецов приказал повысить боеготовность флотов. Корабли взяли необходимые припасы, привели в порядок материальную часть, были готовы к бою. Накануне войны они вышли в высшей степени готовности », — рассказал в беседе с RT методист научно-методического отдела музея Победы Алексей Кузьмин.

Салют из автоматов на набережной Севастополя в честь освобождения города

По его словам, Кузнецов фактически первым из центрального руководства СССР узнал о начале войны.

«Около трех часов ночи немцы бомбили Севастополь, и командование Черноморского флота доложило об этом Кузнецову. Он, в свою очередь, доложил Уполномоченному по обороне Тимошенко и секретарю ЦК Маленкову, а затем, не дожидаясь санкций сверху, отдал приказ о постановке минных заграждений. В пять часов утра нарком под свою ответственность передал флотам сообщение о нападении Германии на СССР и приказал им отразить агрессию силой оружия », — сказал Кузьмин.

«Благодаря действиям Николая Кузнецова в первые дни войны потери на флоте, несмотря на все усилия немцев, были минимальными», — заявил в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов. 22 июня не было потеряно ни одного корабля ВМФ.

По мнению историка, то, что советские войска значительно замедлили продвижение гитлеровских войск в Прибалтике и на юге Украины, является большой заслугой флота и лично Кузнецова. «Моряки героически защищали Одессу и Севастополь, они блокировали прорыв немцев с моря на Кавказ. Если бы не артиллерия Балтийского флота, то Ленинград с большой долей вероятности не смог бы удержать », — уверен Юрий Кнутов.

Николай Кузнецов и командующий морской авиацией СССР Семен Жаворонков начали бомбардировку Берлина морской авиацией в 1941 году. Первый удар был нанесен по столице Рейха в ночь с 7 на 8 августа. Это дало мощный психологический эффект. Немцы были ошеломлены и сначала даже не поверили, что это дело рук советских летчиков, приписав бомбардировку англичанам. В августе — сентябре авиация ВМФ совершила 9 налетов на Берлин.

  • 1943 год. Морское сражение в Арктике

«Советские моряки сыграли колоссальную роль в обеспечении снабжения СССР по ленд-лизу. Кроме того, они умело действовали на реках и озерах в 1943-1945 годах, умело блокируя гитлеровские войска и отрезая их. Отдельно стоит отметить их заслуги при освобождении Крыма », — сказал Кнутов.

А после разгрома гитлеровцев флот под командованием Кузнецова сыграл значительную роль в победе над милитаристской Японией.

Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера

«Адмирал Кузнецов» в море
Несмотря на компоновку авианосца «Адмирал Кузнецов», он остается авианосцем

Авианосец «Адмирал Кузнецов» — единственное судно с самолетами на борту, способное оставаться в Черном море, соответствующее право ему дает Конвенция Монтрё 1936 года, запрещающая выход авианосцев в эту акваторию. В этом документе также определяется понятие таких кораблей.

Согласно статье 11 Конвенции Монтрё авианосец — это корабль, построенный и оборудованный для работы в авиации. Смещение значения не имеет. Если основным назначением корабля не является авиация, даже если летная палуба существует, оно не считается авианосцем.

Наличие на борту ПКРК «Гранит» «Адмирал Кузнецов» относит крейсер к линейному кораблю, что позволяет ему проходить через Босфор и Дарданеллы. Кроме того, статья 19 конвенции допускает присутствие в Черном море полноценных российских авианосцев в случае войны с черноморским государством. Турция может закрыть пролив, чтобы помочь такому, но только после соглашения с Черным морем. Море.Лига Наций, которой не существует.

В этом контексте обратите внимание на боевые задачи авианосного крейсера:

  • противовоздушная оборона кораблей сопровождения;
  • безопасность подводных лодок и противодействие им;
  • обнаружение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечивать и прикрывать десантные операции.

Эти аспекты затмевают роль авиации. Боевые задачи авиации в большей степени связаны с прикрытием корабля от вражеской авиации. Следовательно, ключевым отличием авианосца от авианосца является его вооружение и круг решаемых задач.

Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

С учетом экономической ситуации практически все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианосным крейсером на вооружении Российской Федерации. Флот также не имеет полноценного авианосца.

Обсуждения разработки вооружений в этом направлении ведутся с 2000-х гг. Без авианосцев Россия не может иметь достаточно мощный флот. Однако их конструкция и сборка требуют значительных финансовых затрат. Нет даже оснащенной верфи, способной собирать новые корабли.

С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» был отправлен на модернизацию до 2021 года, вопрос авианосцев остается актуальным. Существующие разработки ориентированы на создание таких кораблей с ядерными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут быть многообещающими, но они требуют значительных средств, которые Минобороны пока выделить не может.

Строительство, испытания

Корабль был спущен на воду на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, ныне на территории Украины) 1 сентября 1982 года с заводским номером 105. 22 февраля 1983 года спущен на воду (как «Леонид Брежнев»), спущен на воду 4 декабря, 1985.

8 июня 1989 г начались швартовные испытания. 21 октября того же года корабль был спущен на воду в Черное море, где был проведен цикл испытаний летной конструкции. Для обучения пилотов одновременно с постройкой корабля был открыт Центр специальной подготовки НИТКА в аэропорту Саки-4 (п. Новофедоровка, Крым) («Авиационный наземный учебно-тренировочный комплекс», ныне площадка для взятия «Нитки») выключения и посадки систем). Первую в истории ВМФ СССР горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачев на самолет Су-27К.

25 декабря 1990 г был подписан акт приема-передачи, а 20 января 1991 г корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. Однако он остался на Черном море, продолжая испытания. Переход в Североморск завершился только в конце 1991 года.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Кузнецов» в ремонте
«Адмирал Кузнецов» в ремонте

Эксплуатация авиатранспортного крейсера «Адмирал Кузнецов» изначально велась в сложных экономических условиях. Первый период характеризуется длительными испытаниями и длительным ремонтом. Позже акцент сместился на участие в боевых учениях и задачах. Восстановительные работы проводятся после каждого основного перехода.

Ремонт 2018-2022 годов

В апреле 2018 года Минобороны РФ подписало контракт с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) на средний ремонт и ограниченную модернизацию корабля «Адмирал Кузнецов» до 2022 года. Ремонтные работы начались в мае 2018 года в Мурманске на базе корабля. 35-я верфь («35 СРЗ», дочернее предприятие ОАО «Центр судоремонта« Звездочка »). В период с 14 по 17 сентября 2018 года авианосец был переведен с причала« 35 СРЗ »на большой плавучий док. ПД-50.

В ночь на 30 октября 2018 года при плановом выходе крейсера с причала произошло внепроектное затопление ПД-50. После аварии пропал старший механик смены, четверо сотрудников предприятия госпитализированы с переохлаждением. Корабль отбуксировали на «35 СРЗ». Представитель «Звездочки» Евгений Гладышев сообщил ТАСС, что причиной аварии стало отключение насосов из-за скачка напряжения в электросети во время спуска крейсера с самолетом. ПД-50 был единственным плавучим доком на севере России, способным принимать такие корабли, как «Адмирал Кузнецов» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

9 декабря 2019 года глава ОСК Алексей Рахманов сообщил журналистам, что работы на авианосце идут по плану, но обнаружение отказа корабля показало необходимость проведения дальнейших ремонтных работ.

Источники

  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/avianosec-admiral-kuznecov/
  • https://tass.ru/info/7331695
  • https://www.fontanka.ru/2019/12/13/063/
  • https://russian.rt.com/science/article/652697-nikolay-kuznecov-flot-sssr

Оцените статью
Блог о медалях и орденах