Марина Раскова

Хочу быть штурманом!

Марину привлекала музыка, она даже училась в консерватории, но идти по этому пути ей было не суждено. В 1932 году Раскова стала лаборантом авиационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Жуковского.
В его обязанности, в частности, входило приносить на занятия навигационные устройства, и поначалу даже их названия пугали Марину. Девушка же проявила упорство, освоив не только имена, но и их применение.
1930-е годы в СССР были периодом воздушного романа. Марина Раскова тоже заболела небом, решив стать штурманом. Подобных прецедентов не было, но преподаватели Академии, оценив упорство девушки, взяли на себя помощь в освоении необходимых предметов.
В 1934 году Марина Раскова, сдав экзамены на отлично, получила специальность штурмана. Практически сразу после сдачи экзаменов ей было поручено провести масштабную аэрофотосъемку, необходимую для строительства линии пассажирского гидросамолета Одесса-Батуми. Штурман Раскова блестяще справилась с поставленной задачей.
В 22 года стала инструктором по штурманскому делу в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Марина Раскова. Как девушка с вокальным талантом она стала героиней-летчицей

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова у самолета «Родина»

Служба в Красной армии

В 1932 году после декретного отпуска Марина устроилась лаборантом в авиационную лабораторию Военно-воздушной академии. Н.Е. Жуковский. Именно тогда он встретил свою главную страсть: самолеты. Раскова захватывала дух размерами «железных птиц», ей хотелось доминировать над ними и быстро парить в бесконечном небе.

Марина, желая покорить небо, поступила на заочное обучение в Институт инженеров Ленинградского воздушного флота. А в 1934 году стал штурманом, а в 1935 году на дополнительных курсах был еще и летчиком.

30-е годы в СССР характеризовались расцветом авиации. Так что все следили за результатами Валерия Чкалова, Александра Анисимова, Михаила Громова. Их женскими двойниками стали Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко. Именно они установили в 1938 году мировой рекорд дальности полета на самолете АНТ-37 «Родина». Экипаж «Дамы» преодолел 6 450 км между Москвой и Дальним Востоком за 26 часов без пересадок и припасов.

За проявленное в полете мужество и героизм команде «Родины» присвоено звание Героя Советского Союза. Первый был посвящен Валентину Гризодубову как командиру АНТ-37. Раскова стала второй женщиной в истории СССР, получившей золотую медаль. На волне своей популярности он опубликовал автобиографию «Note del Navigatore» (1939).

Марина поступила на службу в Красную Армию в том же 1938 году. Одновременно она была агентом НКВД. В начале Великой Отечественной войны получил звание старшего лейтенанта.

Когда гитлеровская Германия напала на СССР без объявления войны, все встали на защиту своей Родины. Марина Раскова использовала личные каналы связи с Иосифом Сталиным для организации женских авиаполков Як-1, где служила Белая лилия Сталинграда: Лидия Литвяк, Пе-2 и По-2. Последняя боевая часть получила название «Ночные ведьмы», отсюда и прозвище самой летчицы-штурмана.

Некоторое время после начала Великой Отечественной войны Раскова занималась организационными делами. Например, вооружение Пе-2, которым она сама руководила. На момент формирования авиационный полк насчитывал 34 списанных Су-2. Диалог с наркомом авиационной промышленности Алексеем Шахуриным позволил заменить их на 20 более свежих Пе-2.

Освоить машины было непросто, но к Новому 1943 году авиаполк Пе-2 был готов к вылету в Сталинград.

«Ночные ведьмы» в лице Губиной и Ломановой не участвовали в полете в конце декабря 1942 года. Их самолеты были обнаружены не в строю. Марина не бросила девочек в беде — провела основной отряд в Сталинград и вернулась в Москву. Это было 4 января 1943 года.

Память

  • Саратовская школа № 93 им. М.М. Раскового
  • Памятники Марине Расковой в Энгельсе, Расково
  • Памятная доска в селе Расково
  • Улицы, переулки и площади Марины Расковой во многих городах бывшего СССР
  • Деревня Расково Саратовского района Саратовской области и Сусуманского района Магаданской области
  • Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени Марины Расковой
  • 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный полк
  • Пароход «Марина Раскова»
  • Самолет для обучения авиационных штурманов дальнего и фронтового бомбардировщика «Марина Раскова» типа Ту-134Ш

Смерть

Из-за сильного ветра и метели оставшиеся самолеты полка Пе-2 взлетели только в обеденное время 4 января 1943 года, хотя вылет был назначен на рассвет. По пути экипаж наткнулся на густые облака. Бесстрашная Марина Раскова дала команду идти вперед и первой нырнула в белизну.

Губина и Ломанова со своими экипажами благополучно приземлились на заправке, но командира полка Пе-2 нигде не было.

7 января 1943 года подбитый бомбардировщик Расковой был обнаружен недалеко от села Михайловка Саратовской области. Вместе с ней разбились штурман Кирилл Хиль, радист Николай Ерофеев и инженер Владимир Круглев. На месте гибели экипажа установлена ​​мемориальная доска.

Ночная ведьма была символом женской авиации в СССР, поэтому главная военная прокуратура Красной Армии взялась расследовать причины ее смерти. Экспертная комиссия установила, что общий налет Марины Расковой составил всего 60 часов — по 30 часов в летном училище и в полку Пе-2. Другими словами, ей не хватало базовых навыков, чтобы бороться со временем.

Согласно заданию ВВС, в условиях плохой видимости самолет должен развернуться и вернуться на базу при достаточном количестве топлива. Если нет, полежите на «животе», пока погодные условия не улучшатся. Марина бросилась вперед, приговаривая свой авиаполк к смерти. Губиной и Ломановой либо повезло, либо они оказались более опытными пилотами.

Несмотря на серьезный промах, стоивший Расковой жизни, ее похоронили с почестями. Прах покоится в некрополе у ​​Кремлевских стен на Красной площади в Москве.

Детство и юность

Марина Малинина (Раскова — семейная фамилия) родилась 28 марта 1912 года в Москве, столице СССР. Глава семьи Михаил Дмитриевич зарабатывал себе на жизнь творчеством: выступал в опере и учил других петь. Одной из подопечных была его единственная дочь, у которой от природы был приятный голос.

Кто знает, как сложилась бы биография Марины, если бы Михаил Малинин воплотил ее задумку и сделал из нее оперную певицу. Но мужчина умер в октябре 1919 года: его насмерть сбил мотоцикл.

Забота о детях Марина Малинина и ее старший брат Роман (1908 г.р.) легли на плечи своей матери, учительницы Анны Спиридоновны (в девичестве Любатович). Зарплаты едва хватало на комфортную жизнь, поэтому ребятам пришлось рано выходить на работу.

С 17 лет Марина работала на Бутырском химкомбинате. Здесь он встретил очаровательного инженера Сергея Раскова и, пытаясь облегчить семейное положение, женился.

Слава и развод

Но Марине этого было мало. Он получил разрешение от руководства пройти обучение в летной школе при Центральном аэроклубе. В 1935 году окончил институт и за штурвалом самолета участвовал в Первомайском авиационном параде.
Среди этих радостных событий произошло не самое приятное: осенью 1935 года Марина развелась с мужем. Инженер Расков не разделял интересов своей жены-летчицы.
Во второй половине 30-х Марина Раскова участвует в дальних перелетах. В 1937 г в качестве штурмана участвовал в установлении мирового рекорда авиационной автономии на самолете АИР-12; в 1938 году — установил два мировых рекорда по дальности на гидросамолете МП-1.
Но главное в ее жизни — это перелет по маршруту Москва — Дальний Восток, выполняемый в составе женского экипажа.
Летом 1938 года разрешение на такой полет получила одна из лучших советских летчиц Валентина Гризодубова. Вторым пилотом была его извечная соперница и соперница в борьбе за авиационные рекорды Полина Осипенко. Была предложена кандидатура штурмана: более опытных женщин в этой профессии, чем Марина Раскова, просто не было. Марина Раскова. Как девушка с вокальным талантом она стала героиней-летчицей
Марина Раскова и Полина Осипенко. 1938 г

Личная жизнь

Сергей Иванович Расков стал мужем Марины Малининой в апреле 1929 года. Они быстро привыкли к личной жизни и стали родителями блондинки Татьяны. Общий ребенок не отговорил женщину от волевого решения: в октябре 1935 года она подала на развод.

Брачные отношения закончились быстро и без промедления. Вопросов о том, кто будет воспитывать дочку, не возникало, ведь в то время Марина Раскова полностью посвятила себя самолетам. Однако он продолжал навещать Татьяну. В открытых источниках есть их совместная фотография, датированная 1938 годом.

Впоследствии дочь Расковой стала известна по фамилии мужа как Татьяна Голенко.

Рекордный полет и «экстрим-тур» по тайге

Самолет АНТ-37 «Родина» с женским экипажем вылетел из подмосковного аэропорта в Щелково 24 сентября 1938 года. Сказать, что полет был трудным, — ничего не сказать. Практически сразу «Родина» оказалась в плотном слое облаков, и штурману Расковой пришлось управлять самолетом исключительно с приборами.
Затем началась обледенение. Чтобы очистить лопасти гребного винта от льда, пилоты довели до предела скорость гребного винта. Самолет летел в условиях непрекращающейся турбулентности.
После того, как «Родина» перешла Урал, радиосвязь стала фрагментированной, а затем и вовсе пропала.
В этих условиях летчики обогнали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда удалось выбраться из облаков, оказалось, что самолет уже летел над Охотским морем.
Гризодубова повернула «Родину» к берегу, но шансы на успех уменьшались: в самолете кончалось топливо. Когда горючего оставалось полчаса, командир решил совершить вынужденную посадку в тайге.
Проблема, однако, заключалась в том, что такая посадка грозила неминуемой гибелью штурману, стеклянная кабина которого находилась впереди внизу. Поэтому Расковой дали команду прыгнуть с парашютом.
Марина приземлилась в глухой тайге, где несколько дней не было ни одного человека в дороге. С револьвером, ножом и двумя плитками шоколада штурману Раскову пришлось спасаться. Пугая диких животных, преодолевая ночной холод, Марина гуляла 10 дней, пока не встретила людей.

Идеолог женских авиаполков

Москва радостно встретила женский экипаж. За выполнение этого полета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Марина Михайловна Раскова была удостоена звания Героя Советского Союза с орденом Ленина, а после учреждения знака особого достоинства. Награждена медалью «Золотая Звезда № 106» с отличием.
После этого полета, находясь на лечении в больнице, Марина написала книгу «Записки штурмана». Ее боготворили, для девочек она стала живым примером. А «примеру» было всего 26 лет.
Марина Раскова с 1938 года была офицером Красной Армии, а в штате НКВД работала в спецотделе по авиации.
Когда началась Великая Отечественная война, Расковой пришла в голову идея создавать части из женщин-летчиц. Это предложение изначально было скептическим, но майор Раскова использовал весь свой авторитет и влияние. Ему удалось получить положительный ответ на собственное предложение Сталина, после чего началась работа по формированию женских авиационных частей.
В конце октября 1941 г в г. Энгельсе была сформирована авиагруппа из трех полков: 586-й истребительный (самолет Як-1), 587-й бомбардировщик (самолет Пе-2) и 588-й ночной бомбардировщик (По-2). Позже 588-й полк получил известное прозвище «ночные ведьмы».

Марина Раскова. Как девушка с вокальным талантом она стала героиней-летчицей

Источники

  • https://fishki.net/2252539-marina-raskova-kak-devushka-s-vokalynym-talantom-stala-geroinej-letchicej.html
  • https://24smi.org/celebrity/122747-marina-raskova.html

Оцените статью
Блог о медалях и орденах